5 Основных офисных дресс-кодов (Часть 2)
О формальном и полуформальном видах дресс-кода вы могли прочитать ТУТ. Что такое коммуникативный, casual, творческий деловой стиль продолжает рассказывать Ольга Павлова, руководитель, тренер-консультант Центра делового роста. Коммуникативный стиль делового дресс-кода – стиль продаж и менеджмента среднего звена. Он сочетает элементы офисного и формального стилей. Теплые тона одежды, неконтрастные цвета рубашки, в том числе темные, подобранные к брюкам или юбке, строгие пуловеры из тонкого трикотажа, нежные пастельные тона костюмов и блузок, мелкий рисунок блузок. Рюши или банты, более разнообразные модели обуви (но по-прежнему каблук предпочтительнее танкетки или его отсутствия) – все эти детали делают образ переговорщика – продавца более располагающим. В наборе женской одежды появляются бермуды (шорты до середины колена). Приветствуется открытый ворот, неглубокое декольте – своим образом вы располагаете, формируете имидж открытости, честности, демонстрируете готовность общаться на равных. Этот же образ используют консультанты, фрилансеры на первой – второй встречах, в конфликтных ситуациях, а также все руководители, начиная от менеджеров среднего звена, так как он все равно подчеркивает статус, ответственность коммуникатора.
В коммуникативном стиле обычно подбирается форменнная одежда для продавцов супермаркетов, официантов, центров обслуживания клиентов в банках и других крупных компаниях. Стили офисный и casual – удобство и аккуратность в одном флаконе. В этих стилях главный объект, на который вы собираетесь производить впечатление, – ваши собственные коллеги. И для офисного стиля, и для стиля casual главные запреты – чрезмерная сексуальность (мини, черные колготки в сеточку, обтягивающее платье, глубокое декольте, заниженный пояс брюк), татуировки, неопрятность, чрезмерно стилизированная одежда. Каждый день должна быть смена одежды или хотя бы рубашки. Маникюр, макияж остаются скромными. По-прежнему недопустимы слишком яркие рисунки одежды, яркие (кислотные цвета). В некоторых компаниях разрешаются длинные юбки, которые так модны сейчас, юбки-брюки.
Летом девушки имеют право снять колготки (ноги при этом должны быть слегка загорелыми, побритыми, коленки прикрыты, в открытых босоножках – скромный педикюр без ярких тонов). Стиль casual - повседневный – допускает ношение джинсов (не рваных, а прямых классических) и других вариантов джинсовой одежды, майки-поло, сочетания джинсов и пиджака, а стиль smart casual включает сочетание галстука и прямых классических джинсов, штроксов, джинсовых пиджаков. Важный момент! Casual – повседневный, но не поношенный. Самый свободный деловой стиль – творческий деловой стиль, который разрешен, как правило, для творческих подразделений компании, в редакциях СМИ, в рекламных и event- агенствах, в IT-компаниях. Собранность уменьшается пропорционально свободе творческого начала, поэтому для повседневной работы творческие люди могут надевать более мягкие пуловеры, более крупные и необычные украшения, ассиметричный ворот платья, юбки или свитера, одежду с крупным рисунком, майки с принтами, платья с более открытыми плечами. Так какая она, деловая одежда? Восприятие и оценка первого впечатления происходит в течение 7 секунд – 2 минут. В начале разговора оценивается общий силуэт собеседника. Треугольный силуэт, который создает юбка с оборкой, расклешенная юбка или платье, или брюки – силуэт кокетства, располагающий к легкому, дружескому общению. Круглый силуэт – спущенный рукав плеча у блузки или свитера – располагает к мягкому, близкому общению, он подходит для общения с детьми дома, в дружеской обстановке, психологической поддержки. Оптимальный силуэт для делового общения – прямоугольник, когда есть четкая линия плеча, ширина плеч примерно равна ширине бедер. Полуприталенный силуэт, прямая или зауженная юбка – оптимальный выбор фактически для всех фигур. Если есть возможность, используйте приталенный силуэт, но лучше обойтись мягким платьем в стиле 60-х без талии, чем демонстрировать складки на талии и натянутые пуговицы в облегающей рубашке.
Детали, детали – путь к совершенству. Вслед за силуэтом собеседник оценивает общую цветовую гамму и детали – 50% общего впечатления. Иногда женский черный костюм с прямой юбкой в сочетании с белой рубашкой, застегнутой наглухо, напоминает о школьницах – согласитесь, тоже не способствует повышению уровня доверия! Пестрые расцветки считаются более утомляющими и менее статусными, также как и яркие цвета, поэтому прибегайте к ним редко. Яркие цвета (фиолетовый, насыщенный салатовый, ультрамарин, оранжевый, лимонный) создадут позитивное впечатление при использовании в деталях (браслеты, бижутерия, платки). Рисунок в мелкий горошек считается кокетливым, также как и ярко-розовый цвет – но они допустимы в офисном стиле. При более подробной оценке имиджа мы обращаем внимание на сочетание фактур ткани и других деталей, а также на три точки зрительной опоры: прическа, шея, обувь. Деловой стиль для мужчин всегда предполагает туфли, в классическом варианте – тонкая подошва, небольшой каблук, в строгом деловом стиле – только на шнурках, в остальных могут быть просто закрытые.
- Липучки на обуви – элемент спортивного стиля, в офис их лучше не выбирать. - Откажитесь от спортивной подошвы в обуви – она придает образу несобранность. - Общее количество колец на руках дамы – не больше 3, при этом не очень крупных. - На шее обязательно должно быть украшение – цепочка, платок, брошь.
Мужчина не может носить из украшений ничего, кроме обручального кольца и часов (костюм и цепочка или браслет уместны только в стиле casual не на работе, а в клубе, например). Стоимость часов примерно равна среднемесячному доходу. Чем формальнее стиль, тем более классическими должны быть украшения – золото и серебро в строгом, формальном стиле, бижутерия – в других. Лучше не смешивать то и другое, и в строгом стиле не сочетать серебро (белое золото) и красное золото. На трикотажный гольф в офис не надевают тонкие золотые украшения – либо ничего, либо некрупные бусы, или бижутерию. Линии украшений подчеркивают общее впечатление: острые, прямые углы говорят о решительности, настойчивости, цветочки – о романтическом настроении, округлые линии – спокойствии, стремлении к гармонии. Имеют значения все детали: как вы ходите, ваша осанка, ваши движения (не слишком резко и не слишком плавно), ваша мимика, аромат туалетной воды. Аромат парфюмерии должен быть легким, нерезким и несладким. Помните, что, являясь представителем своего стиля, в особых случаях стоит использовать стиль на тип строже. Например, если вы будущий IT – специалист, на собеседование наденьте не пеструю майку, а однотонную, вместо легкого сарафана – джинсы и топ (желательно с закрытыми плечами), вместо открытых босоножек – мокасины или закрытые босоножки. Что это за особые случаи? Как уже указывалось, собеседования, а также публичные выступления (перед коллегами, перед руководством, во время обучения сотрудников, и тем более на конференциях), первые встречи с потенциальными клиентами, совещания с руководством, презентации проектов, пресс-конференции, прием делегаций и др. Стоит ли подстраиваться под аудиторию при планировании публичного выступления? Во-первых, при формировании публичного впечатления ваш имидж всегда должен быть в деловом силуэте, ведь вы несете ответственность за свои слова и вам должны доверять. Поэтому элементы спортивного стиля или стрит-стайла нежелательны (крупные молнии, даже на пиджаке, рисунок на колготках, принты на майке, трикотажные топы и костюмы, свободные свитера, яркие или пестрые цвета или крупный рисунок одежды, одежда из блестящего полиэстра, парчи, капюшоны, золото-серебро, люрекс в одежде, колготки в сеточку, балетки, спортивные туфли, чересчур яркий макияж, босоножки с открытым носом). Во-вторых, если вы оденетесь в таком стиле, который не соответствует вашей должности – вы тоже снизите доверие к себе. Например, арт-директор одной компании рассказал, что его презентация победила в тендере именно потому, что он – единственный из арт-директоров РА – был не в костюме с галстуком, а в черном гольфе, чем повысил доверие к себе, по словам его клиента. Точно также банкир или топ-менеджер, желая подстроится под студенческую аудиторию, не должен переодеваться в рваные джинсы, а просто может снять галстук и расстегнуть верхнюю пуговицу рубашки (без галстука она всегда должна быть расстегнута). Летний дресс-код официально считается приемлемым в Европе с 15 мая до 15 сентября.
Мужские рубашки с коротким рукавом в строгом формальном стиле не принято надевать вообще, и в том числе с галстуком. Никогда не надевайте рубашку с коротким рукавом под костюм. В некоторых случаях считается допустимым завернуть рукава рубашки летом, оставаясь в галстуке. Даже летом мужской строгий деловой стиль требует туфли (можно с перфорацией), но не босоножки или сандалии. Носки – обязательный элемент мужского делового дресс-кода. С костюмом casual летом мужчины могут обуть мокасины или теннисные туфли, в этом случае они требуют тонких, но неклассических носков, лучше – подобранных к цвету обуви и по-прежнему высоких. Светлые, телесные колготки для женщин требуются только в формальном стиле – строгом и полустрогом, то есть, надевая классический костюм и лодочки, наденьте и колготки (не больше 20 ден, то, что называется «вторая кожа» - легкий загар, почти без блеска). Обувая на колготки (чулки) туфли с открытым носом к платью или casual костюму, позаботьтесь об отсутствии заметного шва на носке колготок. Никогда не надевайте в офис сочетания, противоречащие классическому представлению о вкусе – белые или бежевые туфли и черные колготки, слишком блестящие платья, кроссовки и костюмные брюки, пиджак и кроссовки. И то, что может быть уместно и красиво вечером, тоже иногда сбивает с рабочего настроения – босоножки, в которых пальцы длиннее подошвы, шпилька выше 10 см, майки на тонких бретелях, блестящий атлас и его имитация, сочетания красного и черного цветов в одежде. Для иллюстрации использованы фото к сериалу “Suits» и из интернет-источников.
|
Статья обновлена в августе 2021 года. Права на товарный знак работа.by приобретены в мае 2019 года.