HR-тренды 2015: секреты финансового успеха
Как мотивировать сотрудников работать над финансовым успехом компании? Успешная практика «Оливарии», Carlsberg Group - проект «Жажда стоимости».

«Оливария», Carlsberg Group была отмечена высокой наградой в области управления персоналом. В 2015 году компания стала обладателем престижной независимой премии «HR-бренд Беларусь 2015» за проект «Жажда стоимости» (Thirst For Value).
Премия «HR-бренд» – это ежегодное награждение наиболее успешных практик в области построения бренда работодателя. Конкурс проходит в России, Украине, Казахстане, а с 2014 года – в Беларуси. Основная задача – выделить, оценить и продвинуть лучшие HR-проекты.
Компания «Оливария», как часть международной Carlsberg Group, была представлена на конкурсе в номинации «Мир» и презентовала свой международный проект по формированию у сотрудников финансово ориентированного мышления «Жажда стоимости» (Thirst for Value) с использованием инструмента каскадного обучения.
«Оливария» присоединилась к глобальному проекту Carlsberg Group «Thirst for Value», как только он появился, – весной 2015 года. Проект «Жажда стоимости» – это долгосрочная программа по вовлечению всех сотрудников в работу над финансовым успехом компании в меняющихся экономических условиях.
На фоне изменившейся макроэкономической ситуации «Оливария» задействовала потенциал сотрудников и при помощи HR-инструментов сосредоточилась на улучшении бизнес-показателей. Проект «Жажда стоимости» нацелен на развитие у сотрудников мышления, направленного на создание добавленной стоимости. А комплекс мероприятий призван сформировать понимание того, как каждый работник компании может повлиять на ROIC (рентабельность инвестированного капитала). Если максимальное количество сотрудников фокусируют в этом ключе все принимаемые решения по инвестициям и затратам, компания обеспечивает долгосрочную и устойчивую прибыль.
Курс был взят на активное внедрение знания о понятии ROIC (Return On Invested Capital) и фокус на его улучшение среди сотрудников. Это крайне важно для создания стратегической и финансовой гибкости, необходимой для дальнейшего развития Carlsberg Group.
ROIC (Return On Invested Capital, рус. «рентабельность капитала») – это глобальный финансовый показатель, который характеризует эффективность инвестиций, используемых компанией.
Основная цель проекта - развить у сотрудников мышление, направленное на создание добавленной стоимости для Carlsberg Group с помощью инструментов обучения, мотивации и вовлечения. Поэтому принципам проекта соответствует стратегия каскадного обучения: выстраивается внутренняя система передачи знаний без привлечения внешних экспертов, что позволяет минимизировать затраты при сохранении качества обучения.

Не прибыль характеризует успешность компании, а то, какой ценой она получена. Поэтому мы хотим научиться рассчитывать эффективность вложений и принимать правильные бизнес-решения. Каждый сотрудник Carlsberg Group без исключения может внести свой вклад в эту инициативу. Если все сотрудники осознают важность данного подхода и сфокусируют в этом ключе все принимаемые решения по инвестициям и затратам, компания сможет обеспечить долгосрочную и устойчивую прибыль
«Оливария» реализовала данный проект через каскадное обучение – внутреннюю систему передачи знаний через подготовленных амбассадоров и драйверов без привлечения внешних экспертов.
Проект «Жажда стоимости» состоит из нескольких этапов, глобальных и локальных тренингов. Важная часть проекта – практическое применение идей по улучшению ROIC, которые появились во время рабочих встреч и обучения.
Глобальный тренинг. «Жажда стоимости» стартует с подготовки внутренних тренеров-экспертов от каждой страны (амбассадоров ROIC). За стартовую подготовку отвечает консалтинговая компания.
Локальный тренинг тренеров. Амбассадоры ответственны за каскадирование полученных знаний и навыков на следующем уровне: тренинги внутри своей компании для группы активных и мотивированных сотрудников – драйверов.
Локальные тренинги и рабочие встречи для сотрудников. Драйверы проекта от каждого подразделения компании проводят внутренние тренинги в своих командах и дают старт конкурса практических идей по улучшению ROIC.
Программа обучения проходит в несколько этапов. Это и подготовительный вебинар «Достижение успеха в роли амбассадора проекта «Жажда стоимости», и однодневный тренинг для драйверов, и практическая реализация проектов, и церемония награждения победителей.
Такой подход позволил компании минимизировать затраты на обучение при сохранении качества обучения. Но, конечно, обучение – это лишь инструмент. Важная часть проекта – практическое применение идей по улучшению ROIC, которые появились во время встреч и обучения, и улучшение финансового показателя.
Проект «Жажда стоимости» - долгосрочная программа по вовлечению всех сотрудников в работу над финансовым успехом компании в меняющихся экономических условиях.

Главные задачи проекта «Жажда стоимости»:
- Информировать персонал компании об основных тенденциях управления эффективностью глобальных игроков FMCG-отрасли;
- Внедрить в компании процесс каскадного обучения;
- Обучить сотрудников компании понятиям, системам и механизмам, позволяющим разрабатывать практические подходы по повышению рентабельности капитала;
- Вовлечь сотрудников в улучшение показателя ROIC (рентабельности капитала);
- Повысить показатель ROIC по итогам года;
Перед HR-специалистами компании стояла задача: как проинформировать и как мотивировать персонал? Как донести основные задачи до каждого сотрудника?
На старте проекта «Жажда стоимости» были использованы внутренние коммуникации: обращение вице-президента Carlsberg Group, озвучивание идеи перед лидерами компаний на собраниях руководства из разных стран, размещение новостей на информационных стендах компании, внутренняя рассылка по электронной почте, размещение новости о старте проекта на внутрикорпоративном портале, обучающий мультимедийный ролик (анимационный фильм). Также была проведена презентация проекта генеральным директором компании на встречах с сотрудниками.
В результате все сотрудники компании (около 800 человек) получили информацию о проекте, подготовлено 14 внутренних тренеров (1 амбассадор и 13 драйверов), проведено 10 тренингов, в которых приняло участие 200 сотрудников. Создано 10 рабочих групп по проектам ROIC, которые предложили к реализации 21 проект.
Актуальность и инновационность проекта отметило и жюри Премии HR-бренд 2015 : Андрей Жишкевич - Председатель жюри (Председатель Правления ЗАО «МТБанк», кандидат экономических наук); Нина Осовицкая - консультант «Премии HR-бренд», HeadHunter (Россия); Ренита Каспер - руководитель отдела рекрутинга CV Keskus (Эстония); Андрей Онучин - директор по консалтингу, руководитель практики «Социология бизнеса» «ЭКОПСИ Консалтинг» (Россия); Ольга Павлова - руководитель Центра делового роста; Александр Паньков - управляющий партнер, директор Консалтинговой группы «Здесь и Сейчас»; Сергей Рябухин - HR-директор инвестиционной компании «Зубр Капитал»; Наталья Искорцева - директор по персоналу одного из ведущих интернет-порталов Беларуси; Сергей Колесников - HR-консультант (ПроРитейл);
Подготовлено по материалам проекта, поданного компанией на конкурс «Премия HR-бренд» в 2015 году.