Чем сегодня работа в IT привлекательна для потенциальных кандидатов?
Заработная плата наиболее важный критерий в принятии решения кандидатами на этапе рассмотрения компаний в качестве будущего работодателя на белорусском рынке IT. Данный критерий выбрали 47% опрошенных респондентов.
Также опрос показал, что помимо заработной платы среди прочих важных категорий можно выделить:
- Возможности профессионального роста
- Самореализация и личностный рост
- Возможности обучения
- Содержание работы, проекты, задачи
Благотворительность, подарки сотрудникам, добровольное медицинское страхование, обратная связь о работе и результатах, корпоративы, питание, рекреационные зоны в офисе и компенсации абонементов – это набор факторов, которые, как правило, имеются во многих белорусских IT-компаниях, но с точки зрения привлечения потенциальных кандидатов, они не работают (их выбрало небольшое количество людей, как привлекательные факторы на этапе прихода в компанию).
Если нанести наиболее важные факторы на карту с учетом составляющих EVP* в приоритетную сферу интересов потенциальных кандидатов в момент job offer выходят следующие компоненты:
- деньги
- карьера (развитие и обучение, персональный и карьерный рост)
- рабочее окружение (команда, задачи, условия работы, график, офис).
Возможно, далеко не все компании могут предлагать высокие заработные платы (+20-30% к предложениям рынка) и зарплатами переманивать сотрудников. Если такой возможности нет, но компания сильна в других составляющих EVP, например, может предложить более интересные возможности профессионального роста и более интересные задачи, и кандидат знает об этом (владеет фактами, слышал подтверждения от сотрудников компании), это может стать более весомым предложением, чем высокая заработная плата.
Оценивая факторы привлечения потенциальных кандидатов, разделив их на целевые аудитории, принимавшие участие в опросе, получили следующие результаты:
Для руководителя заработная плата – далеко не самый важный фактор при выборе компании. Чуть больше половины опрошенных руководителей выбрали фактор «возможности самореализации и личностного роста» - 56,3%, в отличие от сотрудников, которые данный критерий поставили только на третье место.
Если компания не может привлекать сотрудников заработной платой, то можно фокусироваться на других возможностях и факторах, поскольку и среди категории сотрудников есть кандидаты, для которых заработная плата не является приоритетным фактором, а в приоритет выходят, например, содержание работы и IT-проекты компании.
Факторы удержания несколько отличаются от факторов привлечения, однако заработная плата все же остается самым важным фактором, как привлечения, так и удержания сотрудников.
Также среди основных ценностей удерживающих сотрудников, респонденты отмечали график и содержание работы (данные критерии вышли на ТОП позиции в отличие от факторов привлечения), возможности профессионального роста, команду и коллектив.
В меньшей степени влияют на удержание сотрудников в IT-сфере: благотворительность, питание в офисе, подарки, добровольное медицинское страхование и т.д. Зачастую все эти компоненты воспринимаются как тот минимальный набор факторов, которые должны присутствовать в офисе.
Спросив аудиторию, что их мотивирует, получили следующие результаты: заработные платы – снова основной мотивирующий фактор. Следом, содержание работы и проекты, команда, коллеги, атмосфера и стиль общения в коллективе.
Если говорить о совокупных ТОП факторах привлечения, удержания и мотивации, результаты следующие:
Уделяя внимание этим факторам, компания обеспечивает привлекательность компании как работодателя, способность удерживать и мотивировать сотрудников внутри компании.
Спрашивая респондентов о факторах работы в компании по сравнению с другими IT-компаниями, получили следующие результаты:
На вопрос о готовности порекомендовать свою компанию респонденты разделились практически поровну: промоутеры – это люди, которые максимально хорошо оценивают свою компанию (9-10 баллов из 10). Пассивные – те кто обычно ставит 7-8 баллов. Критики, если оценка 6 баллов и ниже.
Оценка NPS применяется для оценки лояльности аудитории.
Из чего можно сказать, что в целом на рынке нейтральная ситуация. Если бы получили расчет NPS=20-30%, можно было бы говорить о лояльной аудитории, готовой в большей степени рекомендовать свои компании на IТ-рынке Беларуси.
Социально-демографические характеристики аудитории:
Данные представлены на основе опроса, совместно проведенного rabota.by и HR-экспертом Михаилом Притулой.
Период проведения опроса: 18-25 ноября2016 г.
В исследовании приняло участие 343 респондента. В опросе участвовали только те респонденты, у которых есть опыт работы в IT-компании.
Рисунки и графики в статье построены на основании презентации М. Притулы, приглашенного HR-эксперта на мероприятии для HR в IT, организованном rabota.by 29 ноября 2016 г.
Чтобы получать больше информации о том, как работать и развиваться в сфере IT, присоединяйтесь к нашим профессиональным сообществам в Facebook
Статья обновлена в августе 2021 года. Права на товарный знак работа.by приобретены в мае 2019 года.