Красные флажки — как понять, что с работодателем что-то не так
Многие из нас слышали истории о работодателях, которые не оплачивают отпуска, отдают зарплату «в конвертах» или всячески запугивают сотрудников рассказами из разряда «незаменимых людей нет». Их нельзя отнести к категории мошенников, но беда в том, что они относятся к людям не вполне должным образом. В статье порассуждали, на что можно обратить внимание при трудоустройстве, чтобы потом не пожалеть.
Бывает, что недобросовестные работодатели нарушают трудовые права сотрудников, мало кто из работников решается выступить против, потому что «какая-никакая стабильность и заработок». Разумеется, в жизни бывают всякие ситуации, когда деньги нужны здесь и сейчас, и выбирать особо не приходится... Но всё же хотим предостеречь вас или, по крайней мере, обратить внимание на некоторые моменты. Возможно, кому-то они помогут избежать неприятностей в будущем!
Несоответствие заявленных ценностей и реального поведения компании
Скажем, на сайте потенциального работодателя, на страничках компании в социальных сетях и даже в описании вакансии всё хорошо — дружный коллектив, атмосфера открытости, драйва, позитива. Круто! Но во время собеседования вдруг невзначай выясняется: в компании принято общаться строго по имени и отчеству, необходимо писать объяснительные за опоздания от 5 минут, и все обязаны практиковать онлайн-йогу по пятницам под присмотром службы безопасности. Кажется, это повод задуматься.
Странности на собеседовании
Оговоримся сразу: «странности» — это исключительно про субъективное восприятие. Здесь нет чётких критериев, как понять, что с работодателем вам не по пути. Каждый раз задавая вопрос и получая ответ, сверяйтесь с внутренним компасом: «А как мне с этим?»
Любой рекрутер приходит на собеседование с чек-листом из вопросов, которые он хочет задать соискателю. Почему бы и вам не составить такой чек-лист? Просто включите в него вопросы, которые волнуют вас больше всего. Если покопаться поглубже в себе, там окажутся не только зарплатная история, отпуск, ДМС, но и другие важные вещи.
Есть смысл задать вопросы о корпоративной культуре: какие мероприятия и как часто проводятся в компании для сотрудников, как выстраивается общение с руководством и с другими отделами, как компания поддерживает людей в трудных жизненных ситуациях.
Второй важный момент касается правил: что в обязательном порядке должен делать или соблюдать каждый работник, есть ли негласные правила о переработках, принят ли дресс-код.
Третий блок вопросов — на вашу совместимость с руководителем. Уточните у рекрутера или у самого менеджера, человека с какими личными качествами руководитель хочет видеть на этом месте, кто идеально впишется в коллектив.
Если рекрутер не хочет или не готов отвечать на ваши вопросы и начинает увиливать, это не очень хороший знак. Да, он может не знать каких-то вещей, например, технических, но в таком случае он, скорее всего, предложит вернуться к обсуждению чуть позже — в переписке или при следующем созвоне. И это нормально. Что гораздо хуже — если рекрутер просто сворачивает разговор и не слышит вас. Всё-таки работа — это то место, где мы проводим большую часть жизни, а значит, важно, чтобы с нашими потребностями считались.
Отсутствие ясных критериев и оценки результата работы
Работодатели по-разному составляют тексты вакансий. Кто-то указывает всё, вплоть до мелочей, не забывая рассказать не только о требованиях, но и о возможностях работы в компании. Но не все работодатели пользуются услугами профессиональных HR-специалистов, составляя тексты вакансий. Вот и получается, что в описании то пусто, то густо. Немногословие — не повод отказываться от собеседования. Если компания привлекательна, спросите в ходе интервью, что будет входить в ваши обязанности, где это закреплено, по каким критериям и кто будет оценивать результат вашей работы. Это поможет избежать ситуации, когда один сотрудник в прямом смысле работает за двоих, а то и за троих.
Постоянная смена руководства компании
Мало кто интересуется у будущего работодателя, как часто меняется руководитель в том отделе или подразделении, куда кандидат собирается выходить на работу. А ведь это тоже очень важная история для понимания, насколько стабилен коллектив, отлажены процессы и подходы к управлению. В одной из финтехкомпаний директор по управлению персоналом менялся каждые три месяца, а вместе с ним и команда. Разумеется, всё это влияло и на атмосферу в компании, и на работу всех сотрудников. Частая смена руководства приводила к смене стиля управления — из открытой и дружелюбной организация резко превращалась в жёсткую и иерархическую организацию, а потом всё откатывалось обратно. Для сотрудников это была иллюстрация на тему «дело не в тебе».
Пробелы в трудовом договоре
Итак, стрессовый этап собеседований позади, работа почти у вас в кармане, и, кажется, уже можно выдохнуть и расслабиться... Но нет! Как показывает опыт тысяч людей, во время подписания трудового договора и других бумаг с работодателем расслабляться как раз и не стоит. Лучше потратить час времени и задать все уточняющие вопросы, пусть даже показавшись кому-то «придирой», чем потом разбираться с юристами, бухгалтерией и жалеть о необдуманном поступке. Главное правило: если вам что-то непонятно — спрашивайте.
Что обязательно должен включать в себя трудовой договор:
- место работы;
- трудовую функцию;
- дату начала работы (если заключается срочный договор, то его срок и основание срочности);
- размер оплаты труда, включая условия для получения премий и бонусов;
- режим труда и отдыха;
- количество дней оплачиваемого отпуска;
- основные права и обязанности работника и нанимателя;
- характер работы (в частных случаях);
- гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями (в частных случаях);
Сложности во время испытательного срока
Адаптационный срок — один из самых стрессовых периодов в жизни любого человека, вне зависимости от его опыта работы, уровня позиции и профессии. Это время, когда хочется показать себя с лучшей стороны, влиться в команду, быстро оценивать ситуацию и решать десятки, если не сотни, новых задач. Большинство работодателей это понимают, но кто-то оказывает поддержку новичкам в это непростое время, а кто-то — нет. Но если вдруг всё пошло не по плану — это не повод отказываться от компании в тот же день. Часто эйфория от первых дней, недель или даже месяцев работы сменяется апатией, а потом и вовсе ощущением «это не моё». Это нормально, как и любые спады и подъёмы в нашей жизни.
Некоторые эксперты рынка труда советуют пережить на новом месте работы первые 6 месяцев. Потому что непривычные для нас задачи всегда требуют сверхусилий, а это обычно дискомфортно и травматично для нашего эго. Но так мы растём. Однако если каждый день на работе вы сталкиваетесь с унижением, обесцениванием результатов вашей работы и вас заставляют делать то, что противоречит вашим личным убеждениям, — самое время заняться поиском если не работы мечты, то нормального работодателя на rabota.by. Где границы «нормальности» — каждый решает сам.